Программа элективного курса «Конфликты и их преодоление»

 

ФИО

Кантиевой Ирине Викторовне

ОУ, должность

МОУ межшкольный учебный комбинат Дзержинского района г. Волгограда, учитель технологии

Название методической разработки

Программа элективного курса «Конфликты и их преодоление»

Скачать материал

 

Пояснительная записка

Данный курс по выбору «Конфликты и их преодоление» является метапредметным, предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Программа курса включает в себя новые знания, о способах конструктивного решения конфликтах, эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Целью данного курса является содействие обучающимся в выработке способов эффективного разрешения конфликтов, которая будет реализовываться посредством следующих задач:

  • Расширить теоретические знания о конфликтах.
  • Способствовать формированию у подростка навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Курс состоит из двух блоков:

  • 1 блок – занятия данного блока способствуют расширению теоретических знаний о конфликтах, способах поведения в конфликте и т.д. Включает в себя – 9 занятий по 40 минут.
  • 2 блок направлен на формирование у подростка навыков эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного решения. Включает в себя – 8 занятий по 40 минут.

В результате  прохождения курса обучающиеся повысят психологическую грамотность и овладеют навыками эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Проведение занятий по программе практико-ориентированного курса предполагает использование методов и форм работы, которые способствуют активизации инициативы и творческое самовыражение обучающихся, развитию навыков самопознания и рефлексии, а также положительного настроя на работу, таким образом, позволяя избежать обучающимся информационной перегрузки и обеспечить психологическое погружение в курс на позитивной волне. В процессе занятий предполагается проведение анкетирования направленного на изучение ожиданий старшеклассников, а также заключительного анкетирования  с целью анализа проведенной работы и степенью удовлетворенности участников полученными знаниями, умениями и навыками.

Личные достижения обучающихся проявляются через прогрессивные линзы подбор рефлексию собственного опыта, через его осознание, вербализацию и отреагирование его применения на практике. Также обучающимся предлагается (при необходимости) вести дневник наблюдений.

На протяжении курса функционирует блог, где участники выражают личностное отношение к полученному опыту.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности и качественного изучения, и получения запланированных результатов.

 

 

Тематический план курса

 

Тема Количествочасов
1. Знакомство. Введение. Правила группы. Структура курса. 1 час
2. Понятие конфликт. Признаки конфликта. 1 час
3. Виды конфликтов. 2 часа
4. Характеристики конфликта. 1 час
5. Возникновение конфликтов: оценка ситуации 2 часа
6. Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования 3 часа
7. Способы урегулирования конфликтов. 3 часа
8. Эффективное поведение в конфликте. 5 часов
Итого 17

 

Содержание курса

 

Тема 1. Знакомство. Введение. Правила группы. Структура курса. (1 час)

Введение в курс, структура курса. Упражнения направленные на знакомство и сплочение группы «Снежный ком», «Имена и качества». Проведение  анкетирования «Мои ожидания от курса». Результат: обучающиеся получают информацию о содержании курса и осознают свои ожидания от курса.

 

Тема 2. Понятие конфликт. Признаки конфликта. ( 1 час)

Понятие конфликт. Признаки конфликта. Притча о слоне.

Результат: обучающиеся должны знать:  определение понятия конфликт, классификацию видов конфликтных явлений, признаки конфликтов.

Тема 3. Виды конфликтов. (2 часа)

Определение видов конфликтов и их особенностей. Личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.

Результат: обучающиеся должны знать: основные виды конфликтов, различать конфликты по их видам, понимать общность конфликтов разных видов.

 

Тема 4. Характеристики конфликта. (1 час)

Описание характеристик конфликта (структурных и динамических). Результат: обучающиеся должны знать процесс и динамику конфликта. Стадии и фазы развития конфликта. Факторы обострения и ослабления конфликта. Способы завершения конфликта.

 

Тема 5. Возникновение конфликтов: оценка ситуации. (2 часа)

Рассмотрение внешних обстоятельств, которые человек относит к конфликтным, на основании чего осуществляется «определение ситуации», какие факторы ведут к восприятию ситуации как конфликтной.

Результат: обучающиеся должны знать критические жизненные ситуации, адекватно воспринимать и оценивать конфликтную ситуацию, знать различные факторы определения ситуации как конфликтной (объективные, групповые, индивидуальные).

 

 

Тема 6. Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования. (3 часа)

Рассмотрение принципиально возможных стратегий реагирования в конфликте. Тест К.Томаса «Типы реагирования в конфликтной ситуации», проигрывание ситуаций с точки знания разных стратегий. Эффективная стратегия.

Результат: осознание преимуществ и недостатков своего реагирования в конфликтной ситуации (обсуждение результатов теста К. Томаса), реакция человека на возникающую проблему (схема), уход от конфликта и последствия, отработка практических навыков решения конфликтной ситуации.

 

Тема 7. Способы урегулирования конфликтов. (3 часа)

Основные формы завершения конфликта (насилие, примирение, разъединение).

Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта. Завершение конфликта с помощью третьей стороны. Функции третьей стороны (насилие, социальное давление, суд, арбитраж, медиация). Выполнение практических упражнений направленных на развитие навыков эффективного взаимодействия.

Результат: обучающиеся должны знать: основные формы завершения конфликта, функции третьей стороны, совершенствовать свои коммуникативные навыки.

 

 

Тема 8. Эффективное поведение в конфликте. (5 часов)

Основные понятия управления конфликтами. Конструктивное и деструктивное развитие конфликтов – что выбираем мы? Знакомство с методикой анализа конфликтной ситуации. Отработка приемов активного слушания, вербального и невербального общения и т.д. Рефлексия.

Результат: повышения уровня осознания себя и своего поведения в конфликтной ситуации.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Parnas42.ru. Представитель Северо-Западного отделения Российской Академии Образования. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77-60169