В поисках Маугли

За «истинные» пути развития российского образования сегодня развернулись нешуточные бои. Вовлечены в них почти все – от академиков до школьников. Со слов министра образования, неучи должны делать станки для производства одноразовой посуды. Но самое огорчительное в образовательных войнах – подмена обсуждения непосредственно проблем образования на выяснение отношений между отдельными конфликтующими сторонами. В который раз идет игра на публику, подогревание спортивного интереса – «кто доживет до финиша?».
Гражданская война – прямой путь к разрухе. Побеждают отдельные группировки, кланы, партии, проигрывают все остальные. Ситуацию в российском образовании гражданской войной пока не назовешь. Но все к тому идет.

О жестком противоборстве МГУ и министерских чиновников сказано и написано немало. Не далее как на прошлой неделе история получила продолжение. Министерство запретило МГУ принимать вне конкурса победителей областных, краевых и региональных олимпиад. Такое решение Университета было озвучено весной его ректором Виктором Садовничим. Получилось следующее. МГУ, в пылу борьбы против ЕГЭ, решил доказать, что и без пресловутого Единого сможет привлечь под свои знамена студентов из регионов. А в Министерстве не стали учитывать былые заслуги Университета и указали на правовое несоответствие решения по олимпиадникам (соответствующий законопроект еще не принят Госдумой). Виноватым, единственным и неповторимым, выставляется «г-н Садовничий», который «просто не имел права раздавать подобные обещания» (RBC Daily от 28.05.04)

На первый план, как и предполагалось, выходит фигура оппозиционного ректора. И начинается бурное обсуждение по Киплингу. Противники кричат: «Акела промахнулся!». Сторонники: «Происки Шерхана!». Только своего Маугли для разрешения конфликта как не было, так и нет. И как-то в тени остается самое важное. Изрядная масса надеявшихся на внеконкурсное поступление абитуриентов оказалась у разбитого корыта. Самое время обратиться к министерским чиновникам и к руководству МГУ: “Господа хорошие, неужели вы забыли, что войну начинают политики, а воюют солдаты? Причем солдатами в данном случае являются молодежь, поступающая в ВУЗы и призванная в будущем пополнить научно-интеллектуальный генофонд нашей страны? Попробуйте встать на позицию тех, кому “повезло” жить в эпоху перемен. А именно – “рядовых солдат образовательных войн” – абитуриентов. Где же ваша дальновидность, забота о будущем поколении, казалось бы положенная по статусу занимаемых должностей?”. Только подобное обращение многие небезосновательно обзовут «гласом вопиющего в пустыне».

Деление на «красных» и «белых», наших и не наших продолжается. Вчера объектом раздора был «недалекий» министр Филиппов, сегодня – «мятежный» ректор Садовничий. Кто-то будет завтра. «Свято место…»

Внедрение принципиально нового подхода к критериям вступительного отбора в ВУЗ назревало давно. Будь то ЕГЭ или что-то еще. Советская система образования – очень хорошая, спору нет. Но ни одна система социального регулирования не может устоять под влиянием временных изменений. И, как бы не было тяжело и грустно, ее надо менять. Но какими методами, вот в чем вопрос. Реформы образования неизбежны как процедура лечения подгнившего зуба. Но очевидно и другое – в том виде, в котором их, реформы, сегодня предлагают (ЕГЭ, ГИФО, профильное обучение и проч.), они не смогут ликвидировать проблемы, которые призваны решать. И, скорее всего, повлекут за собой новые. Начало проведения ЕГЭ только в этом году – прямое тому подтверждение. Вот лишь некоторые примеры несоответствия сегодняшнего ЕГЭ своему статусу общероссийского эксперимента: бракованные бланки (пробный ЕГЭ по обществознанию в Вологде), сбои в программно-информационном обеспечении (пробный ЕГЭ по русскому языку в Санкт-Петербурге), некорректные формулировки заданий (демонстрационный вариант ЕГЭ по физике – самый яркий пример!). Что это, как не дача козырей в руки своих оппонентов?

Пока споры сторонников и противников Единого Госэкзамена напоминали диспут убежденного атеиста и верующего человека. В обоих случаях оппоненты приводят неопровержимые с их точки зрения доказательства своей правоты, понимая при этом, что склонить чашу весов в свою пользу им точно не удастся. Слишком глубока уверенность (пусть даже видимая) противоположной стороны в непоколебимости своих позиций. Поэтому, когда, наконец, поступает команда “брейк!”, претенденты на истину расходятся по углам ринга в надежде переманить на свою сторону как можно больше “сомневающихся”. Чтобы если уж “не мытьем, так катаньем”. А между тем зрители смотрят на происходящее с вялым упреком. И, покрепче надвинув шапки на глаза, чтобы не видеть всего этого безобразия, готовятся жить по двойному стандарту.

На днях президенту Владимиру Путину было направлено Открытое письмо, где радикально настроенная научная общественность просит главу государства отказаться от ЕГЭ. В недавнем выступлении на радио «Эхо Москвы» министр Андрей Фурсенко, пытаясь хоть как-то понизить «градус кипения», назвал ЕГЭ не главной проблемой реформирования системы образования. Проблема действительно не в нем, а в бесперспективной словесной драке вокруг ЕГЭ. Надежды на ее скорейшее прекращение дают последние заявления нового министра: “Очень плохо, если вся реформа образования сведется к тому, что стенка на стенку будут выяснять по каким-то конкретным вопросам, что лучше, что хуже. … Планируется широкое обсуждение результатов сдачи по единому государственному экзамену в этом году. С привлечением, естественно, и научной общественности, и школьников. … ЕГЭ должен совершенствоваться. И в этом смысле, позиция Министерства однозначная.” (Из интервью на «Эхо Москвы» 30.05.04,).
” … Давайте посмотрим, чем закончится ЕГЭ в этом году. После обсудим то, как это прошло. Желательно, чтобы в этом обсуждении участвовали не горячие сторонники и такие же горячие противники ЕГЭ, а нейтральные, бескорыстно заинтересованные люди. Ведь по существу у нас обсуждения ЕГЭ так и не было. “(журнал «Огонек»)

Вашими бы устами, Андрей Александрович!.. Ведь до тех пор, пока люди от образования, которые должны являть собой пример интеллигентности, воспитанности и педагогической дальновидности, вместо того, чтобы махать кулаками и причислять себя к воюющим группировкам под громкими лозунгами о судьбах образования в России, не начнут вести конструктивный диалог, о любых серьезных позитивных преобразованиях говорить неуместно.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Parnas42.ru. Представитель Северо-Западного отделения Российской Академии Образования. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77-60169